За последние 20-30 лет наш мир сильно изменился: на первый план вышли технологии, а традиционная и знакомая каждому модель образования «школа-вуз» перестала заканчиваться на получении диплома о высшем образовании.
Как было раньше: после школы обязательно нужно было поступить в высшее учебное заведение, чтобы претендовать на престижную и высокооплачиваемую работу. А после получения диплома можно спокойно планировать карьерный путь и быть абсолютно уверенным — в ближайшие годы вряд ли что-то изменится.
Как происходит сейчас: многие профессии просто исчезают из-за технологического прогресса. В качестве примера можно привести некоторых специалистов строительной сферы, которых частично уже заменили роботизированные машины и другая техника, облегчающая процессы и сокращающая расходы на зарплату.
Именно поэтому случается так, что знания, которые студенты получили во время обучения, к выпускному уже становятся неактуальными. И именно поэтому нужно присмотреться к модели lifelong learning, при которой обучение происходит всю жизнь.
Главная цель непрерывного образования — научиться адаптироваться ко всем изменениям, которые происходят в экономической и профессиональных сферах. Так специалисты минимизируют риск «выпасть» из рынка и укрепляют свои позиции в отрасли.
В России о непрерывном образовании впервые заговорили в 1986 году, а уже в 1992 году был принят Закон РФ «Об образовании». В нём содержится информация о «непрерывном повышении квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов». А с конца 90-х каждый год появляются специальные нормативные акты, которые посвящены непрерывному образованию.
За последние несколько лет непрерывное обучение обрело ещё большую популярность. Главная причина этому — развитие онлайн-образования, которое позволило учиться у специалистов из разных точек земли и легко совмещать работу и учёбу.
Ещё одна технология, позволяющая качественно обучаться онлайн — технологический прогресс: искусственный интеллект помогает адаптировать задания под студентов и их потребности.
Какие перспективы у вузов и модели lifelong learning?
Российские ученые считают, что основной целью высших учебных заведений в самое ближайшее время может стать не обучение конкретной специальности, а обучение эффективному поиску и обработке информации, развитию творческого мышления и навыка презентации своих идей. А обучение профессиям перейдёт к онлайн-проектам, которые могут быстрее подстраиваться под изменения рынка.
Но здесь есть нюанс — онлайн-курсы должны быть действительно качественными: где будут преподавать практикующие эксперты, дадут актуальные и применимые знания, научат решать даже самые сложные задачи и презентовать себя, свои компетенции и опыт.
Сертификат об окончании именно таких курсов покажет компетентность и профессионализм специалиста для потенциальных работодателей.
14 февраля 2024 г.