Вахтовый метод: изменения в методике определения затрат | ИТС от АЙТАТ для сметчиков
Логотип

Вахтовый метод: изменения в методике определения затрат

Тема: Ценообразование
Просмотры: 627

18.04.2022 вступил в силу Приказ Минстроя России от 28.12.2021 № 1025/пр, который внес изменения в Методику определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, утвержденную Приказом Минстроя России от 15.06.2020 № 318/пр (далее – Методика).

 

Рассмотрим основные нововведения.

 
О применении вахтового метода.

 

Первоначальная редакция п. 3 Методики была такой: вахтовый метод производства работ применяется на основании решения застройщика, подтвержденного соответствующими обоснованиями, а также данными проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства (далее – ПОС) при значительном удалении места производства работ от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.

 

Теперь он изложен в следующей редакции.

 

Вахтовый метод производства работ применяется на основании решения застройщика, подтвержденного соответствующими обоснованиями, в том числе указанными в п. 3.2 Методики, а также данными проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства (далее – ПОС) и обусловленного одним или несколькими из следующих факторов:

 

а) значительное удаление места производства работ от места постоянного проживания работников (время в пути до места выполнения работ и обратно ежедневно составляет более трех часов); ограниченная транспортная доступность (наличие сезонных маршрутов, таких как зимник, внутренний водный и морской транспорт, и аналогичное); производство работ в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями (в том числе при наличии экстремальных природных условий для жизнедеятельности работников);

 

б) строительство линейных объектов инфраструктуры автомобильного и железнодорожного транспорта, магистрального трубопроводного транспорта, линий электропередачи вне территории населенных пунктов;

 

в) наличие работ на объектах капитального строительства, технологии производства которых требуют привлечения специалистов, к квалификации которых предъявляются дополнительные требования, установленные законодательством Российской Федерации и (или) локальными нормативными актами организации, являющейся застройщиком;

 

г) необеспеченность работниками необходимых профессий и уровня квалификации и (или) подрядными организациями, располагающими рабочей силой необходимых профессий и уровня квалификации, с учетом их занятости в количестве, требуемом для выполнения предусмотренных проектной документацией объемов работ в месте производства работ (в том числе на территории населенных пунктов), подтверждаемая в соответствии с п. 3.2 Методики;

 

д) решение о сокращении нормативных сроков строительства при отсутствии в месте производства работ трудовых ресурсов в количестве, предусмотренном проектной документацией для выполнения работ.

 

Очевидно, новая редакция будет способствовать снижению споров в отношении обоснованности применения вахтового способа выполнения работ.

 
О расчете затрат.

 

В Методику включены новые п. 3.1 и 3.2. В первом из них указано, что при расчете затрат, связанных с применением вахтового метода производства работ, используются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также иные акты юридических лиц, созданных РФ, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации составляет более 50%, осуществляющих строительство линейных, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, а также иных объектов капитального строительства, имеющих отраслевую специфику.

 

Согласно п. 3.2 подтверждением необеспеченности места производства работ работниками необходимых профессий и уровня квалификации и (или) подрядными организациями, располагающими рабочей силой необходимых профессий и уровня квалификации, с учетом их занятости в количестве, требуемом для выполнения предусмотренных проектной документацией объемов работ, являются:

  • официальная статистическая информация;
  • информация, предоставляемая по запросу заказчиков строительства органами службы занятости, о количественном, профессиональном и квалификационном составе местной рабочей силы.

 

Изменения внесены в формулировку п. 4 Методики. Раньше в нем было предусмотрено: потребность в работниках при осуществлении строительства вахтовым методом и возможность привлечения местной рабочей силы определяются на основании данных ПОС, в том числе о наличии в местах производства работ и местах сбора (далее – пункт (пункты) сбора), используемых для организованной отправки вахтовых работников к месту расположения вахтового поселка, рабочей силы соответствующих профессий и квалификации для выполнения предусмотренных проектной документацией (проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства) строительно-монтажных работ.

 

Теперь в нем указано:

  • потребность в работниках при осуществлении строительства вахтовым методом и возможность привлечения местной рабочей силы определяются на основании данных ПОС с учетом п. 3.1 и 3.2 Методики;
  • при расчете затрат на доставку вахтовых работников учитывается, что их организованная отправка к месту расположения вахтового поселка выполняется от пункта (пунктов) сбора, определенного(-ых) на основании данных ПОС и представляющего(-их) собой ближайшие к месту производства работ населенные пункты, обеспеченные в необходимом количестве трудовыми ресурсами соответствующих профессий и уровня квалификации для выполнения предусмотренных проектной документацией (ПОС) строительно-монтажных работ.
 
Об обосновании целесообразности применения вахтового метода.

 

Обоснование целесообразности применения вахтового метода выполняется в виде пояснительной записки, прилагаемой к расчету затрат, на основании исходных данных, приведенных в приложении 1 к Методике, с учетом продолжительности и условий строительства.

 

Целесообразность применения вахтового метода и учета затрат, связанных с его применением, обосновывается расчетом эффективности применения данного метода (экономическая эффективность, сокращение сроков строительства и аналогичное) при разработке проектной документации на строительство (ПОС) в случае, если решение о выполнении такого расчета принято заказчиком (см. п. 6 в новой редакции).

 

Если применение вахтового метода обусловлено фактором (факторами), предусмотренным(-ыми) пп. «в» и «г» п. 3 Методики (необходимо привлечение специалистов, к квалификации которых предъявляются дополнительные требования; необеспеченность работниками необходимых профессий и уровня квалификации и (или) подрядными организациями, располагающими указанной рабочей силой), этот метод вводится по решению заказчика без представления обоснований, закрепленных в п. 3.2 Методики (статистические данные, информация службы занятости). При этом в сметной стоимости строительства учитываются затраты, обусловленные необходимостью привлечения работников (не ниже 4-го разряда, включая отдельных специалистов), к квалификации которых предъявляются дополнительные требования (новая редакция п. 15).

 
О перечне вахтовых затрат.

 

При выполнении расчетов следует руководствоваться приложением 4 к Методике, в котором содержится перечень затрат, связанных с осуществлением СМР вахтовым методом, учитываемых в ССРСС либо в случае сноса объекта капитального строительства в ССО (новая редакция п. 12).

 

Утратило силу приложение 5 к Методике, в котором был дан пример расчета затрат на содержание и эксплуатацию вахтового поселка.

 
О затратах на перевозку вахтовиков.

 

В пунктах 23 и 24 Методики закрепили, что при расчете затрат берутся сложившиеся цены транспортных организаций, формируемые по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН.

 

Кроме того, предусмотрена формула для определения затрат на перевозку вахтовых работников автомобильным транспортом.

 

Отменены приложения 7 и 8, в которых были даны примеры расчета затрат на перевозку вахтовых работников:

  • от пункта сбора до вахтового поселка и обратно;
  • от вахтового поселка до объекта строительства и обратно.
 
О затратах на оплату труда.

 

При определении дополнительных затрат, связанных с оплатой труда вахтовых работников, учитывается, что им за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы (п. 27 Методики). Однако отменено приложение 9, содержащее пример расчета суммы указанной надбавки.

 

Пи этом в п. 28 Методики теперь указано, что надбавка за вахтовый метод работы, учитываемая при составлении сметной документации в составе проектной документации (сметы на снос), определяется в соответствии с федеральным отраслевым соглашением, предусмотренным ст. 45 ТК РФ, в размере до 75% месячной тарифной ставки (оклада) или в размере, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом заказчика в соответствии с абз. 4 ст. 302 ТК РФ.

 

Исключение – случай, когда подрядная организация, финансируемая с привлечением бюджетных средств, определена в качестве единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Надбавка рассчитывается в размере и порядке, устанавливаемых Постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 № 51 «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам федеральных государственных органов и федеральных государственных учреждений».

 

Как и раньше, при определении затрат, связанных с оплатой труда за каждый день нахождения в пути от пункта сбора до места производства работ и обратно, используются данные о размере дневной тарифной ставки в субъекте РФ по месту расположения объекта капитального строительства (п. 29 Методики). Однако теперь утратило силу приложение 10, в котором был дан пример расчета таких затрат.

 

Размер дневной тарифной ставки вахтовых рабочих, рабочих, занятых обслуживанием машин, соответствующего разряда и пусконаладочного персонала соответствующей категории в субъекте РФ по месту расположения объекта капитального строительства для первого разряда определяется с использованием данных о величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в соответствующем субъекте РФ, с учетом коэффициента индексации, установленного федеральным отраслевым соглашением, и с применением соответствующих тарифных коэффициентов для тарифных разрядов, приведенных в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН (п. 30 Методики).

 

Отменен пример расчета затрат на оплату дней междувахтового отдыха (приложение 11). При этом остался без изменения абз. 1 п. 32 Методики, согласно которому расчет затрат на оплату дней междувахтового отдыха (дополнительных свободных от работы дней в течение учетного периода) выполняется на основании ПОС с учетом количества таких дней, определенного исходя из суммы неиспользованных часов ежедневного отдыха и дней еженедельного отдыха в пределах графика работы на вахте, регламентирующего рабочее время и время отдыха вахтовых работников в пределах учетного периода, и с использованием данных о размере дневной тарифной ставки в субъекте РФ по месту расположения объекта капитального строительства, с учетом обязательных отчислений страховых взносов.

 
О затратах на устройство и содержание вахтовых поселков.

 

Изменения внесены в п. 40 Методики. Напомним, в нем было предусмотрено, что затраты на аренду жилых помещений определяются на основании данных территориальных органов Росстата о стоимости аренды одного квадратного метра общей площади жилого помещения. Теперь затраты на аренду рассчитываются с учетом данных о стоимости аренды одного квадратного метра общей площади жилого помещения, формируемой по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН.

 

Внесены уточнения в формулу 6 (см. п. 41 Методики) для расчета затрат на содержание и эксплуатацию вахтового поселка (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, транспортирование и утилизацию твердых коммунальных отходов) (далее – коммунальные услуги). Теперь при расчете используется показатель Чвe – количество вахтовых работников для каждой (e-ой) вахты (вместо Чв – количество вахтовых работников).

 

Обновленный п. 42 предусматривает, что затраты на вывоз и утилизацию жидких бытовых отходов определяются расчетами согласно утверждаемым тарифам (ценам, нормативам), а в случаях, когда законодательством не установлено государственное регулирование, – согласно ценам и тарифам специализированных организаций по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН.

 

Затраты на размещение и утилизацию (обезвреживание) строительного мусора, грунта и прочих отходов, в том числе загрязненных опасными веществами, а также на обеспечение вахтового поселка телефонной связью (в том числе мобильной), Интернетом рассчитываются не просто согласно ценам и тарифам специализированных организаций, а по ценам и тарифам, которые определяются по результатам конъюнктурного анализа, выполняемого в соответствии с требованиями, указанными в сметных нормативах, сведения о которых включены в ФРСН (п. 43 и 44 Методики).

 

Аналогичное дополнение внесено в п. 45, речь в котором идет о затратах на приобретение постельных принадлежностей (мягкого инвентаря).

 
О затратах на передислокацию машин и механизмов.

 

Расчету затрат на передислокацию машин и механизмов посвящена гл. VIII Методики, которая теперь действует в новой редакции.

 

Итак, в случаях значительного удаления строительной площадки или полосы отвода линейного объекта от пункта (пунктов) сбора при вахтовом методе производства работ в гл. 9 «Прочие работы и затраты» ССРСС (либо в ССО при сносе объекта капстроительства) на основании данных ПОС допускается учитывать затраты:

  • на передислокацию машин и механизмов (п. 50 Методики);
  • на перебазировку машин и механизмов, не учтенные сметными ценами на их эксплуатацию (п. 51 Методики).

 

Затраты на передислокацию машин и механизмов для выполнения СМР на объекте капитального строительства допускается учитывать от одного из следующих ближайших объектов транспортной инфраструктуры по наиболее экономичному варианту до строительной площадки или границы полосы отвода линейного объекта и обратно:

  • морской, речной порт, являющийся транспортным узлом (порт и грузовая железнодорожная станция);
  • грузовая железнодорожная станция;
  • места сопряжения автозимников с автомобильными дорогами, которые сопрягаются (или сообщаются) с сетью автомобильных дорог федерального значения.

 

При расчете затрат на перебазировку машин и механизмов, не учтенных сметными ценами на их эксплуатацию, допускается учитывать расходы на перемещение таких машин от пункта (пунктов) сбора до строительной площадки или границы полосы отвода линейного объекта и обратно. Если подрядная организация определена в качестве единственного поставщика (исполнителя), то пункт (пункты) сбора соответствует(-ют) месту постоянного базирования такой подрядной организации.

 

Полный текст Приказа Минстроя №1025/пр от 28.12.2021г. можно прочитать здесь.

12 февраля 2024 г.

0

Для отправки комментариев необходимо

Войти

ИЛИ

Зарегистрироваться
Нет комментариев